Внимание – заикание!

22 октября – Международный день заикающихся людей во всех странах.

Исследователями приводятся разные цифры о количестве заикающихся — от 1 до 5 %. Среди лиц мужского пола оно встречается в 4 раза чаще, чем среди женщин, и в 90—95 % случаев наблюдается в возрасте 2—7 лет. Иногда рецидив заикания случается у подростков в возрасте 15—17 лет.

На планете заикается каждый пятидесятый ребёнок. Специалисты отмечают, что если заикание проявляется в более позднем возрасте, то причины надо искать в детстве, просто оно осталось незамеченным и нескорректированным. Установлено, что чем раньше родители обратятся за помощью к специалисту, тем эффективней она окажется.

Первый шаг родителей на пути избавления от дефектов речи ребёнка - разграничить запинки в речи несудорожного характера или это заикание. Предлагаем вашему вниманию несколько советов, позволяющих не упустить время для оказания помощи.

Нежелательны две крайности во взаимоотношении с ребёнком - накаливание взрослыми и без того сложной обстановки вокруг запинок, другая – полное безразличие к трудностям в речевой коммуникации.

Не следует говорить при ребенке о его заикании. Лучше сделать вид, что ничего страшного не происходит. Важно, чтобы у ребенка не сформировался комплекс вины или неполноценности.

Будьте внимательны к речи своего ребёнка! Вас должны насторожить так называемые предвестники заикания: ребёнок стал медленно говорить или ускорил темп своей речи; напрягает мышцы лица, шеи; начинает говорить, вставляя в начало предложения или в начало каждого слова гласный звук «А»; растягивает слова; часто меняет высоту голоса; в предложении есть необоснованные паузы; повторяет слоги, звуки или вовсе отказывается от общения. Все эти признаки являются поводом посетить логопеда.

Если у Вашего ребёнка имеются перечисленные сигналы, а посещение логопеда откладывается по какой-то причине, обеспечьте ему режим молчания на 3-5 дней.  Особенно это эффективно при испуге. Перейдите, по возможности, на общение с помощью жестов, мимики, рисунков, организуйте игры, где мало требуется речевое общение.   Желательно, чтобы его окружали самые близкие люди. Постарайтесь ограничить общение со сверстниками. После режима молчания можно осторожно перейти к использованию шёпотной речи, предлагая это как игру. Например, заболела любимая игрушка и все члены семьи поэтому говорят шёпотом. Через несколько дней можно начать петь. Большую помощь ребёнку могут оказать считалки, речёвки, стихи, чистоговорки, произнесённые вместе с хлопками, синхронным движением рук, ног, с отстукиванием мяча о пол или игрой на детских музыкальных инструментах. Переход к привычной речи должен быть постепенным. Полезно использовать сопряжённую речь, когда ребёнок будет говорить вместе с Вами. Затем перейдите на отражённую, когда ребёнок будет за Вами повторять. Либо общайтесь в вопросно-ответной форме, когда ответ повторяет вопрос, только в утвердительной форме: «Ты будешь играть?» – «Я буду играть».

Очень важно в такой ситуации замедлить речь ребёнка, что позволит легче синхронизировать работу голоса, артикуляции, дыхания и позволит сформировать мысль. Для улучшения речевого самоконтроля и замедлении темпа предложите ребёнку поиграть в сказочного принца, принцессу, волшебницу, которые говорят медленно, выразительно, красивым сказочным и загадочным голосом. Добиться замедления речи поможет речь с дирижированием на каждый гласный звук.

Важно знать, что сбой в речевой программе произошёл из-за перенапряжения процессов в коре головного мозга. Это напряжение приводит в судорожную готовность все мышцы речевого аппарата: голосовые, артикуляционные, дыхательные. Поможет расслабить возбуждённую психику ребёнка комплекс релаксационных мероприятий, расслабляющий массаж, приём чая из успокоительных трав. Проводите больше времени в воде. Самое лучшее, если вы будете ходить в бассейн, но вполне подойдут регулярные игры с водой дома. Организуйте прогулки с семьёй на свежем воздухе, игры с природным материалом или просто наблюдение за природой. Это поможет привести в гармоничное состояние разбалансированную психику ребёнка. Самое главное – покажите ребенку, что Вы принимаете его таким, какой он есть. Ваша поддержка – могучая сила!

Существует множество приёмов оказания помощи заикающемуся ребёнку, но каждый случай уникален.  Разобраться в сложившейся ситуации сможет только специалист.

Из всего вышесказанного следует вывод, чем раньше Вы обратитесь с логопеду, тем эффективнее будут мероприятия по запуску плавной речи. Каждый случай требует индивидуального рассмотрения и принятия соответствующих неотложных мероприятий.

 

Подготовила Боярчук И.В., учитель-дефектолог ГУО "Волковысский районный ЦКРОиР"