Инициатива для последующей реализации в рамках гуманитарного сотрудничества

Учреждение образования: государственное учреждение образования «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

Тема проекта: «Теплица для равных возможностей»

Цель проекта: социальная реабилитация и повышение независимости детей с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями, обучающихся в учреждении образования, посредством введения в практику работы с ними элементов трудовой терапии в процессе работы в теплице; развитие инклюзивной культуры в обществе

Задачи:

- способствовать коррекции нарушенных функций у детей с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями в процессе трудотерапии, развитию и укреплению мелкой и общей моторики, а также сенсорных систем организма, двигательных функций верхних и нижних конечностей;

- формировать трудовые умения и навыки;

- обеспечивать увеличение двигательной активности;

- содействовать психоэмоциональному развитию детей с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями,  активизации досуговой деятельности;

-способствовать распространению знаний о возможностях  и методах работы с данной категорией детей среди педагогической общественности района, области, республики;

- создавать условия для демонстрации успешности детей с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями,  формирования  толерантного отношения к ним в обществе.

Ответственное лицо за реализацию гуманитарного проекта: Слащинина Валентина Чеславовна, директор государственного учреждения образования «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации», контактный телефон: 8(01512) 67731, +375(29)8828737

 

Основной целевой группой при реализации данного проекта являются учащиеся с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями, в возрасте от 8 до 18 лет, обучающиеся в учреждении образования. Непосредственными участниками проекта  являются  педагогические работники учреждения образования, а также волонтеры- учащиеся старших классов учреждений общего среднего образования,  средних специальных учреждений образования  Волковысского района.

Краткое описание идеи проекта:

Дети с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями - самая сложная и уязвимая группа детей с особенностями психофизического развития, требующая нестандартного подхода, применения особых средств в процессе реабилитации, социализации, интеграции в обществе.

Задачи социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития  невозможно решать без опыта участия детей в трудовой деятельности. Трудовая терапия в данном случае должна стать именно тем средством, которое поддержит реабилитационный процесс, выведет его на более высокий уровень, максимально позволит успешно преодолеть негативные последствия имеющихся нарушений развития. Известно, что не медикаментозное лечение, а именно легкий интересный труд помогает таким детям восстанавливать двигательные функции, развивать свои возможности в труде и самообслуживании. А самое главное, что, ухаживая за растениями, такой ребенок видит и ощущает результаты собственного труда, осознает свою полезность в обществе. Трудовая деятельность является важным средством познавательного развития «особых» детей, ибо с его помощью они могут практическим образом постигать важные связи, зависимости, отношения, которые затем  «откладываются» в мыслительной деятельности. Работа на земле, по мнению психологов и медиков, помогает таким детям стать внимательнее к окружающим, более доброжелательными и уравновешенными. Реализуя данные проект, мы хотим отказаться от превращения особенностей развития в ограничения и сфокусироваться на возможностях наших детей.

В процессе реализации проекта  ребята должны овладеть элементами навыков, необходимых в процессе работы в теплице: обработка земли, посадка семян, выращивание рассады, уход за растениями.  Теплица  должна быть спроектирована так, чтобы в ней могли ухаживать за растениями дети с особенностями психофизического развития, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Исходя из того, что в теплице планируется оборудовать пандусные съезды и широкие проходы, передвигаться внутри смогут и колясочники. Благодаря частичному оборудованию высоких грядок, заниматься огородничеством смогут  дети, имеющие различные нарушения,  ведь главное преимущество таких огородов — детям не придется тянуться вниз к земле, чтобы ухаживать за растениями.

При реализации данного проекта для сопровождения детей с особенностями психофизического развития планируется привлечение  волонтёров. Сегодня роль волонтерского движения приобретает всевозрастающее значение для социального развития общества. Для отдельного подростка, молодого человека участие в волонтерской деятельности способствует самореализации и самосовершенствованию, дает возможность получить новые знания и опыт, а также возможность почувствовать себя социально значимым и социально полезным.  Участие в волонтёрской деятельности помогает обычным молодым людям понять и почувствовать каждодневные проблемы своих сверстников, на личном опыте убедиться в том, что каждый человек является, безусловно, ценной личностью, независимо от степени его умственного и физического развития.

Освещение волонтерской деятельности в средствах массовой информации, демонстрация успехов «особых» детей будут способствовать формированию толерантного отношения к людям с особенностями психофизического развития, развитию инклюзивной культуры в обществе.

Мероприятия по реализации проекта:

-приобретение и установка теплицы, с оборудованными  пандусными съездами  и широкими проходами, частично оборудованная высокими грядками (для возможности работы в ней детей, имеющих нарушения функций опорно-двигательного аппарата);

- приобретение расходных материалов (грунта, семян, рассады и т.д.)

- приобретение специальных инструментов и инвентаря для работы в теплице, необходимых для обработки земли, посадки семян, выращивания рассады, ухода за растениями и т.д.,  учитывающих сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у детей с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями;

-привлечение к сотрудничеству волонтеров- учащихся старших классов учреждений общего среднего образования,  средних специальных учреждений образования для осуществления сопровождения учащихся с особенностями психофизического развития  при работе в теплице (ознакомление группы волонтёров со спецификой работы с детьми с тяжелыми множественными физическими и (или) психическими нарушениями; налаживание взаимодействия волонтёрской группы с детьми; разработка графика посещаемости волонтёрской группой учреждения образования);

- распространение опыта работы  о возможностях  и методах работы с детьми, имеющими тяжелые множественные физические и (или) психические нарушения среди педагогической общественности (выпуск буклетов, брошюр и другой печатной продукции).

801512-67731

Директор   ГУО «Волковысский районный ЦКРОиР»      В.Ч.Слащинина