Важность понимания поведения детей с РАС

Любое поведение имеет причину

Поведение ребенка — это лишь то, что находится на поверхности; то, что мы можем наблюдать. Вербальная или физическая агрессия по отношению к  другим, самоповреждающее поведение, разрушение собственности, склонность к побегам, отказ от участия в занятии — это лишь некоторые примеры трудного поведения. Однако за любым поведением может стоять множество различных причин, имеющих отношение как к  особенностям ребенка с  РАС  (трудности социального взаимодействия и  коммуникации, трудности обработки сенсорной информации, негибкость, приверженность определенным рутинам), так и к особенностям окружения или ситуации, в которой находится ребенок.

Науки о  поведении показывают, что практически любое поведение можно изменить, однако необходимым условием для изменения поведения является понимание его причин. Пока мы недостаточно понимаем причины поведения, мы не можем на него повлиять. В некоторых случаях неверное понимание причин поведения может изменить ситуацию к худшему.

Выбираем поле боя. Иерархия трудного поведения

Педагогам  и  родителям приходится иметь дело с  различными проявлениями поведения детей. Поведение может отличаться по степени тяжести (последствиям, к которым оно приводит).

В поведенческих науках принято говорить об иерархии трудного (нежелательного) поведения.

Наиболее опасным поведением, с которым необходимо работать прежде всего, является самоагрессия/самоповреждающее поведение. К такому поведению относятся следующие проявления:

  • ребенок бьет/царапает/кусает себя/ковыряет кожу;
  • бьется головой о предметы;
  • поедает/пьет несъедобное;
  • тыкает предметами в глаза или уши;
  • уходит из дома/убегает в общественных местах.

 Такое поведение может представлять угрозу для здоровья ребенка, а в некоторых случаях даже быть опасным для его жизни.

Следующим по степени тяжести является проявление агрессии по отношению к другим людям (взрослым или детям):

  • ребенок бьет одноклассников;
  • кусается;
  • толкается;
  • царапается, щипается.

Далее идет порча собственности:

  • ребенок ломает, разрушает предметы и мебель;
  • швыряет предметы.

 Ребенок может случайно сломать или испортить свои игрушки  (учебные принадлежности). Такое нередко случается, особенно с маленькими детьми. Однако порча чужого имущества должна рассматриваться как серьезное проявление нежелательного поведения.

Все три вида такого поведения далеко не всегда являются намеренными. За ними нередко стоят трудности с коммуникацией, пониманием социальных ситуаций и чувств других людей, а также с саморегуляцией.

Далее идут проявления поведения, которые могут мешать другим людям, создают преграды в овладении навыками и  затрудняют функционирование человека или приводят к его стигматизации:

  • кричит / издает какие-то звуки;
  • обзывается / использует нецензурную лексику;
  • стучит;
  • раскачивается, крутится;
  • отказывается участвовать в  определенных активностях.

Прежде чем принимать решение о начале работы над определенным поведением, нужно понять, насколько данное поведение является опасным для человека и затрудняет его жизнь / жизнь других людей.

Заставить или мотивировать

Все ребята с  аутизмом способны учиться новому, но иногда это может быть непросто. Дети не всегда готовы участвовать в занятиях, могут проявлять негативизм, агрессию.

Самое простое, но ошибочное объяснение: ребенок так поступает, потому что у него аутизм; он не готов к обучению в классе и т. д. Еще одно часто встречающееся объяснение: семья ребенка уделяла недостаточно внимания его воспитанию. К  сожалению, подобные умозаключения нередко приводят к  тому, что ребенка переводят на домашнее обучение, что только увеличивает социальную изоляцию и усугубляет имеющиеся трудности.

Мотивация детей с  РАС нередко отличается от мотивации типично развивающихся детей. Концепция социально-мотивационной готовности к  обучению в  школе, хорошо знакомая школьным психологам и учителям, не всегда работает с  детьми с  РАС. Хорошо учиться и  вести себя в школе, чтобы стать успешным в будущем; радовать учителей / родителей; добиться уважения одноклассников — не всегда понятные мотивации для учеников с РАС. Им бывает нелегко понять чувства и мысли других людей, они могут не всегда задумываться о последствиях своих действий и поведения. Мотивация играет огромную роль для успешного выполнения любых активностей. Никому не хочется делать работу, которая не приносит удовлетворение. Однако все мы ходим на работу, потому что ожидаем получить вознаграждение, а также хотим приносить пользу.

Найти мотивацию, которая поможет ребенку учиться, вести себя определенным образом и  общаться  — важнейшая задача.

Как уже говорилось раньше, подкрепление — это процесс, который приводит к фиксации поведения. Подкрепление — главный инструмент в работе педагога. Грамотный поиск и  использование подкреплений могут помочь справиться с нежелательным поведением и существенно улучшить социальные навыки детей. Педагоги нередко задают вопрос  — а  зачем нужны подкрепления? Ведь ребенок должен сам захотеть учиться. К  сожалению, этот путь неэффективен. Исследования показывают, что если в обучении есть трудности, значит, используется недостаточная мотивация.

 

Подготовила Краснодемская В.В., учитель ГУО "Волковысский районный ЦКРОиР"