Развитие движений пальцев рук

Ребенок не говорит. Ребенок говорит плохо. В каждой семье по разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два – три слова. Другие спокойны, несмотря на то, то трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают,   что со временем   их   ребенок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются…

Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться и играть с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально – психическое состояние ребенка. Однако если вовремя помочь ребенку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование   движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование  движений   артикуляторных   органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук.

Известный исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией. Первой формой   общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль … развитие функций руки и речи шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются   тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев».

Таким образом,   «есть все основания рассматривать   кисть руки как орган   речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти, очень  эмоциональные, можно проводить   как в   детском   саду,   так и дома.   Они   увлекательны и способствуют   развитию  речи,   творческой    деятельности.   Пальчиковые игры   как   бы отображают реальность окружающего мира – предметы. Животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям   ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.

Дети от   года - двух    хорошо воспринимают   пальчиковые    игры,   выполненные    одной   рукой.

Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками. Четырехлетние дошкольники могут   играть  в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга . Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом – мелкими предметами, шариками, кубиками и т. д.

Пальчиковые игры помогают подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу, ведь там придется много писать.

 

Подготовила учитель-дефектолог ЦКРОиР  В.П.Ракицкая