Предупреждение нарушений письменной речи у старших дошкольников с ОНР

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое расстройство речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребенка. Особенно важное значение имеет правильное произношение звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной речи.

Профилактика дислексии и дисграфии — актуальная проблема в современных условиях. Предупреждение нарушения чтения и письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием речи и нарушением чтения существует тесная взаимосвязь. Дети с общим недоразвитием речи — это особая категория дошкольников с недостаточными предпосылками для обучения чтению. В настоящее время возросли требования к поступающим в первый класс детям. Программы обучения усложнены и насыщены разнообразным материалом, который должен быть усвоен через чтение. Ребёнок, идущий в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи, испытывает большие трудности в обучении чтению. Поэтому задача профилактики дислексии и дисграфии чрезвычайно важна и необходима в наши дни.

Начальный период обучения грамоте представляет собой воспитание сложного единства, включающего представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинестетическом образе слова. Стойкие ошибки на письме нередко учителя объясняют неумением или нежеланием ребенка сосредоточиться, недостаточным вниманием, небрежным отношением. Однако в основе лежат не личностные особенности ребенка, а серьезные причины : несформированность психических и фонематических процессов, лексико- грамматической стороны речи и др.

Поскольку несовершенства устной речи имеют свойство закрепляться в виде специфических ошибок чтения и письма, следствием учащения патологии устной речи является рост частоты возникновения дислексий и дисграфий, которые сегодня представляют собой самые распространенные формы речевых расстройств у мл. шк.

Проблема нарушений чтения и письма- одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Анализ исследований Л.Г. Парамоновой, показал, что более половины(55,5 %) детей ст. дошк. всаозраста не готовы к началу школьного обучения и, следовательно, заранее обречены на неуспеваемость по языку.

Учитель- дефектолог, работая в детском саду, должен уделять особое внимание пропедевтике дисграфий. Лучший результат решения данной проблемы можно получить, работая в тесной взаимосвязи с воспитателями и родителями.

Коррекция дислексии и дисграфий наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика — еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств.

Первичная профилактика дислексии и дисграфий

Она заключается в устранении основных этиологических факторов, имеющих отношение к указанным расстройствам. Для этого могут быть рекомендованы следующие мероприятия:

  1. Меры по предупреждению перинатальной патологии плода и новорожденного: охрана здоровья будущих матерей и беременных, оптимальная организация наблюдения за беременными и профилактика осложнений беременности, предупреждение родового травматизма, инфицирования плода и новорожденного и т. п.
  2. Меры по снижению соматической и инфекционной заболеваемости детей в первые годы жизни.
  3. Ранняя диагностика и своевременное лечение перинатальной церебральной патологии.
  4. Ранняя диагностика и коррекция нарушений развития речи у детей. Позднее появление первых слов (после 1 года 3 мес.) или фраз (после 2 лет) является достаточным основанием для вмешательства логопеда. Симптомы девиантного развития фонологической системы ребенка являются безусловным показанием для проведения курса логопедической и медико-педагогической коррекции.
  5. При наличии билингвизма у ребенка необходим выбор адекватных методов обучения грамоте. Дети, сменившие язык обучения, относятся к группе риска по дислексии и дисграфии и должны получать индивидуальную помощь при освоении второго языка.
  6. Работа с неблагополучными семьями и семьями детей, не посещающих детский сад: организация «школ» для родителей с преподаванием приемов подготовки ребенка к  школе, развития у него необходимых сенсомоторных и речевых навыков.

Вторичная профилактика дисграфий

Она заключается в следующем:

  1. Своевременное выявление группы риска, к которой правомерно относить следующих детей:

а) с «цепочкой» пери- и постнатальных вредностей;

б) с поздним и аномальным развитием устной речи;

в) с задержкой психического развития;

г) с выраженной незрелостью изобразительных способностей;

д) с билингвизмом.

Выявление указанного контингента детей в оптимальном варианте должно быть проведено до начала обучения в школе.

С детьми, имеющими повышенный риск возникновения дисграфии, проводится коррекционно-профилактическая работа.

  1. Исправление фонетико-фонематических нарушений.
  2. Формирование функционального базиса письма по описанной выше методике.
  3. Дети из группы риска нуждаются в индивидуализации темпов и методов обучения письму.
  4. Основные задачи коррекционного обучения

Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникает в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического. Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

  1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
  2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
  3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
  4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
  5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
  6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого "кулак — ребро — ладонь"), пробы Хеда, рядоговорение (времена года, дни недели).
  7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др.
  8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.).
  9. Расширение "поля зрения" ребенка.
  10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования букв.
  11. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, слог, буква, звук), составление схем и т.д.

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы

  1. В русском алфавите 33 буквы, и написание 23 из них вызывает затруднение из-за свойств зеркальности:

Поэтому прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия "верх", "низ", "право", "лево". Для осуществления этой цели  проводятся разные игры, вплоть до выкладывания различных фигур, орнаментов на полу из самих детей.  Игра "Электронная муха".

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится "электронная муха" — точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется только от центра. Дается сигнал: вверх — вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась "муха". В данном примере это — правый верхний квадрат.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 — 3 до 8 — 10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх — низ, право — лево, а также дети запоминают названия квадратов:

После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:

5 — вниз, 1 — вправо, 4 — вверх, 2 — вправо, 1 — вверх, 3 — влево.

Если нет ошибок, то получается буква "Г", которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно-пространственного восприятия.

  1. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.
  2. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.
  3. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.
  4. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога

  1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции.

Например СА:

САни

поСАдка

лиСА

САхар

уСАдьба

коСА

САлют

расСАда

полоСА

  1. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука — красный цвет, для твердого согласного — синий цвет, для мягкого согласного — зеленый цвет. А также обратное задание: по данной схеме назвать слог.
  2. Чтение слогов  по слоговым таблицам. Здесь прослеживается четкое написание в русском языке ЧУ, ЩУ, ЧА, ЩА. Дети не видят неправильного написания данных слогов. На кубиках и в таблице встречаются слоги ЖИ, ШИ, которые дети запоминают как определенный блок. Любое слово с данным слогом невозможно составить, заменив ошибочно "И" на "Ы".
  3. Работа с таблицами типа:

... А

С …

… У

М …

Какой слог можно составить?

В результате этой работы выявляется слогообразующая роль гласного звука. Без гласного нет слога.

  1. Игра "Живые буквы".

Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный только по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

  1. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумаем слова с данным слогом: УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели — МУ. Вспомним слова с этим слогом: МУкаМУхаМУзейМУсор — в начале слова эМУ, почеМУпанаМУ, (взял) — в конце слова заМУтитьзаМУчитьприМУла — в середине слова.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слова

  1. Вначале необходимо дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова — союзы и предлоги, состоящие из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми написана буква "а" (противительный союз). Например:

Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку.

Например:

Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок — компот.

  1. Заучивание считалок.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

  1. Для работы с предлогами используем схемы, где предлог — маленький человечек.

Морковь — овощ, а яблоко — фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко — в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок — компот.

Дается также обратное задание: заданное слово с помощью хлопков в ладоши изобразить

  1. Подбор слов к заданным схемам с гласными буквами.

Например:

Дается также обратное задание: необходимо выделить только гласные звуки (буквы) из приведенных слов. Желательно подбирать такие слова, в которых написание звука и буквы не различается. Это правило обязательно при работе с детьми, которые еще не знакомы с определенными правилами русского языка.

Эта работа необходима, так как дети должны запомнить, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

  1. Составление звуковых схем слов.

Выполняя это задание, используют вначале кружки, как при составлении слогов, а затем — слог-слияние:

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне словосочетания

  1. Сочетания существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?, чей?, чья? чье?, чьи?. Например:

яблоко (какое?) — сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное, печеное, гнилое, сладкое;

след (чей?) — заячий, волчий, лисий, собачий и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному.

О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое, теплые? Например: теплый — день, вечер, пирог, чай, свитер, ...; теплая — погода, кофта, весна, рука, ...; теплое — молоко, платье, письмо, озеро, ...; теплые — носки, дни, пироги, слова ...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например:

зеленый

листья

хвост

коровьи

зеленая

платье

голова

коровье

зеленое

дуб

туловище

коровья

зеленые

лужайка

ноги

коровий

г) Предъявление сочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например:

кофта — краен..., син...;

туфли — красн..., син...;

помидор — красн..., син...;

пальто — красн..., син...

Это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:

ое ые ая ый

ее ие яя ий

д) Предъявление детям неверно составленных сочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные

  1. Сочетания существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:

Что можно сделать с яблоком?

Сорвать Яблоко — купить, съесть, помыть, разделить, откусить, отнять, уронить, сварить, запечь, засушить, нарисовать, вылепить и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:

Прийти к ... (дому, отцу, решению,..);

уйти от ... (дедушки, дома, проблемы,..); войти в ... (дом, лес, доверие,..).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например:

Женя упал — Женя упала; Саша ушел — Саша ушла;

яблоня цветет — яблони цветут.

Это задание нужно проводить, используя картинки.

  1. Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой — и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:

один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;

одна курица, две курицы, пять куриц;

одно яйцо, два яйца, пять яиц.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа "Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: "У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", "У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами и ставится такое условие: вначале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи — по два, а у Ани — по пять. Затем они меняются карточками между собой.

Это задание можно выполнять аналогично вышеизложенной работе по сочетанию существительного с другими частями речи.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения

  1. Составление предложений по схемам:

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

  1. Составление предложений по интонационной схеме:

Затем предлагается одно и то же предложение произнести с разной интонацией, учитывая конечный знак, либо подобрать несколько предложений к одной схеме.

  1. Перестановка слов: Юли красивая кукла ус целью получения нужной фразы: У Юли красивая кукла. Красивая кукла у Юли.
  2. Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов:

Мы гуляли ... лесу. Кошка сидит ... окне.

б) Пропуск существительных:

Яблоки растут на ... Мама положила книгу в ...

... играет с куклой. ... вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью ..

Дай, пожалуйста, ленту не короткую, а ...

У белочки зимой шкурка серая, а летом ...

г) Пропуск наречий:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь ... (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь ... (близко).

Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов русского языка.

д) Пропуск глаголов:

Саша ... машину. Папа... из машины. Дети ... конфеты.

Закончить логически фразы:

Врач — это человек, который ... (лечит).

Ткачиха — это человек, который ... (ткет).

Семь раз отмерь, а один раз ...

Без труда не... и рыбку из пруда.

  1. Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы:

На улице льет дождь.

В парке гуляют дети.

Мама купила арбуз.

Вначале подбираются предложения короткие и не связанные по смыслу, затем — более распространенные и близкие по смыслу.

  1. Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же числом слов.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне текста

  1. Составление связного рассказа из обрывочных фраз, словосочетаний.
  2. Составление рассказов по серии картин, по одной картине, по заданному началу или концу рассказа, по опорным сигналам.

Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешной, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия. Различные виды заданий можно включать в подвижные игры не только в помещении, но и на улице. Например, использование считалок, либо деление слов на слоги хлопками в ладоши, это можно также делать мячом.

Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Поэтому взрослым необходимо знать орфоэпические нормы литературного современного языка, чтобы не давать детям ошибочных эталонов.

Грамотная, связная устная речь — залог успешного обучения ребенка в школе.

Многолетние  исследования и наблюдения ряда  авторов позволяют утверждать, что дислексия и дисграфия являются не только педагогической, но и в равной мере медицинской проблемой. Эти нарушения письменной речи у всех детей оказываются включенными в сложные синдромы психопатологических нарушений в виде психического инфантилизма и психоорганической симптоматики, явлений незрелости ряда психических функций, таких, как сукцессивные операции, изобразительные навыки, вербализация пространственных представлений, языковой незрелости и фонологических нарушений.

Подготовила учитель-дефектолог Шеванюк А.Г.

ЛИТЕРАТУРА:

Брехунова Г.Н.Послушные буквы: программа профилактики дисграфии и дислексии у детей 5-7 лет с нарушениями речи/ Логопед №4, 2007

Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей, СПб., 1997

Кобзарева Л.Г., Кузьмина Т.И. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. М.,2000

Степанова С.А. Профилактика нарушений письма у детей дошкольного возраста/ Логопед №5, 2007