Профилактика увлечения азартными играми у несовершеннолетних

В последнее  время все больше  и  больше  стали  наблюдаться   случаи  развития  зависимости  к азартным  играм, в том  числе и компьютерным. Проведенный научной  анализ  показал, что наиболее  уязвимыми в плане формирования зависимости  азартных и компьютерных игр являются подростки.  Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности  в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры.  Тревогу вызывает тот факт, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества.

Если первоначально подростка привлекает сам процесс игры, а не связанные с ней материальные стимулы, то со временем происходит «сдвиг мотива», игра становится не целью, а средством, благодаря которому можно получить определенные материальные и моральные блага - выиграть деньги, самоутвердиться в среде ровесников.

Азарт (от франц. asard — риск, случай) может проявляться не только в карточных играх, но и при игре в шахматы, в спортивных играх «на интерес». Азартных игроков можно встретить и в залах игровых автоматов. В имитационных играх ребенок фактически соперничает не с человеком, а с автоматом; с психологической же точки зрения — с самим собой и с другими детьми. Соперничество вызывает острые переживания, которые хочется испытывать постоянно, а это требует денежных затрат, сначала относительно небольших, но по мере приобщения к игре достигающих крупных размеров. Наблюдения показывают, что страсть к игре нередко становится причиной мелких краж, вымогательства, мошенничества, других аморальных и противозаконных действий.

Азартными  считаются   игры, в  которых выигрыш  полностью или в значительной  степени  зависит  не от искусства играющих, а  от  случая.

В настоящее  время с повсеместным распространением  игровых автоматов проблема   зависимости не только подростков, но и взрослых  людей стала  ещё более  актуальной.

Причины возникновения компьютерной зависимости могут  быть различными:

  • отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
  • отсутствие у ребенкасерьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
  • неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
  • общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.

Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:

  • нежелание отвлечься от игры с компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
  • забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
  • готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
  • угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе.

Так как же бороться с азартными играми? Подобное лечится подобным, клин клином вышибают, говорят в народе. Действительно, чтобы изжить азартные игры, им необходимо противопоставить иные игры — подвижные, интеллектуальные, эстетические, иначе говоря, развивающие. Увлечь ими можно в том случае, когда взрослые — родители, педагоги — будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, научат их играть в полезные и интересные игры, внесут в традиционные формы общественно полезной деятельности элементы игры, дух соревнования, постепенно введут подростка в мир искусства, науки, спорта, содержательного общения.

В целях  профилактики развития  зависимости  к азартным  играм   родителям  и  взрослым лицам рекомендуется:

  1. Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.
  2. Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
  3. Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный» плод всегда сладок».
  4. Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.

Подготовила педагог социальный Сегодник С.П.

Литература:

  1. Кавальчук В.Ф. Профилактика увлечения азартными играми
  2. Максимчук В.П. К вопросу профилактики азартных игр у несовершеннолетних
  3. Все об азартных играх