Профилактика увлечения азартными играми у несовершеннолетних
В последнее время все больше и больше стали наблюдаться случаи развития зависимости к азартным играм, в том числе и компьютерным. Проведенный научной анализ показал, что наиболее уязвимыми в плане формирования зависимости азартных и компьютерных игр являются подростки. Переживая сложный период физиологического и психического развития личности, подростки не обладают еще устоявшимися стратегиями поведения в отношении с взрослыми и сверстниками, испытывают трудности в социальной адаптации, находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир игры. Тревогу вызывает тот факт, что в процессе азартной игры подростки часто поддерживают свое состояние эйфории, употребляя алкоголь или психоактивные вещества.
Если первоначально подростка привлекает сам процесс игры, а не связанные с ней материальные стимулы, то со временем происходит «сдвиг мотива», игра становится не целью, а средством, благодаря которому можно получить определенные материальные и моральные блага - выиграть деньги, самоутвердиться в среде ровесников.
Азарт (от франц. asard — риск, случай) может проявляться не только в карточных играх, но и при игре в шахматы, в спортивных играх «на интерес». Азартных игроков можно встретить и в залах игровых автоматов. В имитационных играх ребенок фактически соперничает не с человеком, а с автоматом; с психологической же точки зрения — с самим собой и с другими детьми. Соперничество вызывает острые переживания, которые хочется испытывать постоянно, а это требует денежных затрат, сначала относительно небольших, но по мере приобщения к игре достигающих крупных размеров. Наблюдения показывают, что страсть к игре нередко становится причиной мелких краж, вымогательства, мошенничества, других аморальных и противозаконных действий.
Азартными считаются игры, в которых выигрыш полностью или в значительной степени зависит не от искусства играющих, а от случая.
В настоящее время с повсеместным распространением игровых автоматов проблема зависимости не только подростков, но и взрослых людей стала ещё более актуальной.
Причины возникновения компьютерной зависимости могут быть различными:
- отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных взаимоотношений в семье;
- отсутствие у ребенкасерьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
- неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей;
- общая неудачливость ребенка, пожалуй, наиболее распространенная причина формирования компьютерной зависимости.
Основные признаки формирования зависимости от компьютерных игр:
- нежелание отвлечься от игры с компьютером;
- раздражение при вынужденном отвлечении;
- неспособность спланировать окончание игры, определить временные рамки нахождения за компьютером;
- забывчивость о домашних делах и учебе в ходе игры на компьютере;
- пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
- злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
- готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
- угрозы, шантаж в ответ на ограничение или запрет игры на компьютере.
Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Однако сегодня эта деятельность затруднена в силу отсутствия у педагогов четкого представления об особенностях возникновения и развития у подростков игровых зависимостей, недостаточности знаний форм и методов ведения педагогической профилактики, умений определять и создавать условия для ее эффективного осуществления в общеобразовательной школе.
Так как же бороться с азартными играми? Подобное лечится подобным, клин клином вышибают, говорят в народе. Действительно, чтобы изжить азартные игры, им необходимо противопоставить иные игры — подвижные, интеллектуальные, эстетические, иначе говоря, развивающие. Увлечь ими можно в том случае, когда взрослые — родители, педагоги — будут учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, научат их играть в полезные и интересные игры, внесут в традиционные формы общественно полезной деятельности элементы игры, дух соревнования, постепенно введут подростка в мир искусства, науки, спорта, содержательного общения.
В целях профилактики развития зависимости к азартным играм родителям и взрослым лицам рекомендуется:
- Проявляйте внимание к развитию интересов и склонностей ребенка, поощряйте его творческие начинания.
- Следите за тем, чтобы ребенок должное время уделял физическим нагрузкам.
- Корректно используйте право взрослого на запрет, т.к. «запретный» плод всегда сладок».
- Поощряйте интерес ребенка к посещению секций и кружков.
Подготовила педагог социальный Сегодник С.П.
Литература:
- Кавальчук В.Ф. Профилактика увлечения азартными играми
- Максимчук В.П. К вопросу профилактики азартных игр у несовершеннолетних
- Все об азартных играх