Основные формы и методы практической работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов
Семья - это дом, объединяющий людей, где закладываются основы человеческих отношений, формируются черты характера, происходит первая социализация личности.
С рождением ребенка на плечи родителей ложится большая ответственность за укрепление его здоровья, развитие способностей, воспитание, подготовка к самостоятельной жизни.
Роль же семьи в воспитании детей инвалидов, трудно переоценить. Родители в большинстве своем стремятся создать благоприятные условия для развития своих детей. Однако им часто не хватает знаний и умений. Такие родители нуждаются в квалифицированной помощи специалистов: работников здравоохранения, социальной, психолого-педагогической службы. Понимая важность выше названной проблемы, наше государство пошло на создание Центров, призванных работать с данной категорией населения. И с февраля 1999 года в г. Волковыске начал функционировать ЦКРОиР, основным ориентиром в работе которого является тесное сотрудничество с семьями, воспитывающими детей-инвалидов.
Свою работу с семьями, воспитывающими детей с ТМН, мы начинаем с диагностики - знакомства с каждойсемьей, изучения ее особенностей, обследования жилищно—бытовых условий, определения характеров взаимоотношений детей и родителей, а также культурно-образовательного уровня и воспитательного потенциала. На основании обследования составляется социально-педагогический паспорт, определяются формы и методы работы.
Одной из обязательных форм работы является семейный патронаж, который проводится один раз в два месяца. Первоочередной задачей посещения семьи является установление контакта с родителями, выявление проблемы, определение мер по их устранению.
В этой работе мы стремимся помочь семьям преодолеть барьер замкнутости, изолированности, выйти из состояния стресса, поверить в то, что рядом есть люди, готовые придти на помощь в их беде. Патронаж осуществляется на протяжении всего времени работы с семьей. К патронированию привлекаются на ряду с педагогами социальными и другие специалисты: психологи, дефектологи, медико-реабилитационная служба ЦКРОиР, работники здравоохранения, педагоги социальные школ, классные руководители.
Важную роль в работе играет психолого-педагогическое и социально-правовое просвещение родителей, одной из форм которого является консультативная работа. Консультирование проводится постоянно, как по ранеезапланированной тематике, так и по запросу, на базе Центра, а также индивидуально на дому. В тех случаях, если работники ЦКРОиР не могут дать исчерпывающий ответ на интересующий вопрос к консультациям привлекаются узкие специалисты. Чаще всего у родителей возникают вопросы социально-правового характера, организации обучения детей, их оздоровления, проведения свободного времени и др.
Очень интересной и действенной формой работы является самоконсультирование «Родитель для родителя». Консультации проводят более опытные родители для вновь ставших на учет, дети которых страдают одинаковыми или сходными заболеваниями. Даются советы по вопросам поиска путей лечения детей, организации оздоровления, режима дня, семейного воспитания ребенка-инвалида. Родители стремятся поддержать друг друга, оказать посильную помощь в сложившейся трудной жизненной ситуации.
Традиционным в работе ЦКРОиР стало проведение родительских конференций, в которых принимают участие представители местной власти и всех заинтересованных служб и организаций. Это прежде всего работники районного исполнительного комитета, Управления образования, Управления по труду и социальной защите населения, ТМО, территориального Центра социального обслуживания семьи и детей, Центра занятости населения, Центра санаторно-курортного лечения и оздоровления. Представители вышеназванных служб и организаций знакомят родителей с вновь поступившими законодательными актами, касающимися лечения, оздоровления, социального обеспечения, образования детей-инвалидов. В ходе конференции совместно обсуждаются наболевшие вопросы, определяются пути их решения.
С целью улучшения социально-психологической помощи родителям на базе Центра создан клуб «Надежда». Работа клуба осуществляется дифференцированно: для родителей, воспитывающих детей с особенностями развития от рождения до 3 лет и родителей, имеющих детей с тяжелыми множественными нарушениями. Основной целью работы клуба является организация общения родителей друг с другом и кругом специалистов, а также обучение их специфическим методикам массажа, ЛФК, аутотренинга, которые в последствии смогут применять на практике. Так, на последнем заседании клуба родители обучались изготовлению и применению на практике простейших технических приспособлений для организации домашних занятий с детьми с ТМН.
Одним из ведущих направлений в работе с семьейостается организация культурно-досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности. Это, прежде всего организация и проведение встреч, посвященных Международному дню защиты детей, Международному дню инвалидов, Рождественские встречи, Новогодние театрализованные представления. Родители принимают активное участие не только в проведении, но и в непосредственной подготовке праздников: сами готовят костюмы, декорации, номера художественной самодеятельности, исполняют роли по сценарию.
Особой популярностью у родителей пользуются физкультурно-оздоровительные мероприятия: семейные спортландии, туристические слеты, летние выезды на базу отдыха на водохранилище в г.п. Зельва. С воодушевлением и энтузиазмом родители вместе со своими детьми принимают участие в спортивныхконкурсах и эстафетах. Подобные мероприятия сближают семьи, расширяют круг их общения, помогают в преодолении психологических проблем, снижении комплекса неполноценности.
В своей работе мы не стоим на месте, а ищем новые формы и методы содействия семье в решении всех насущных проблем. Стараемся привлечь к активному сотрудничеству все заинтересованные службы и организации района, чтобы это помощь была более действенной и результативной.
Подготовила педагог социальный С.П.Сегодник