Правильно ли я поступаю, если…
Насилие, пережитое в детстве, не проходит бесследно – оно накладывает отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека. Плохие отношения, непонимание между родителями и детьми часто порождают цепочку осложнений у детей и подростков, начиная от трудностей в школе и заканчивая личностными проблемами.
Физическое насилие – нанесение ребёнку различных травм и телесных повреждений (истязание, избиение, шлепки, подзатыльники, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание).
Последствия физического насилия над ребёнком:
- Страх. У ребёнка развиваются симптомы обусловленные стрессом: тревога, головная боль, ожидание нападения, психосоматические расстройства (простуды, энурез, аллергия). Страх может проявляться как в повышенной возбудимости, так и в глубокой заторможенности, во внешнем безразличии.
- Нарушение физического и психического развития ребёнка, изменения в поведении. Чем младше ребёнок, тем больше вероятность возникновения неврозов, задержки речевого развития.
- Трудности в общении. У детей, переживших насилие, нарушены связи с взрослыми, нет навыков общения со сверстниками, у них низкая самооценка, неуверенность в себе, что не позволяет им завоевать авторитет у сверстников.
- Агрессивность и жестокость к окружающим. Они проявляют нетерпимость, насилие к представителям другой национальности, расы, к людям с другими взглядами или к тем, кто в данный момент по какой - либо причине раздражает.
- Асоциальное поведение. Результатом пережитой травмы может стать не только агрессивность, но и чрезмерная пассивность, отсутствие способности к самозащите. Такие дети нередко становятся жертвами преступников, могут попасть в руки торговцев людьми.
- Трудности в построении будущих семейных отношений. Люди, которые подвергались физическому насилию, создав собственную семью, не могут уважительно и на равных общаться друг с другом, они склонны к проявлению насилия по отношению к своим близким.
Как быть хорошими родителями. Практические советы и рекомендации.
- Последовательность. Воспитание без наказаний начинается с воспитания самих воспитателей, родителей. Им следует иметь чёткую систему ценностей, ясно представлять цели воспитательного процесса, уметь управлять своими эмоциями.
- Безусловная любовь (принятие). У каждого ребёнка есть потребность в любви и нужности. Эта потребность удовлетворяется, когда ему говорят, что он хороший, что его любят – и тогда, когда принёс из школы «10», и тогда, когда разбил любимую мамину вазу. Выражаться может и во внимательном взгляде, и нежности в голосе, и в ласковых словах, мягких прикосновениях (дотронуться до плеча, взять за руку, обнять ).
- Признание уникальности личности ребёнка, наличие у него переживаний, желаний и потребностей, не всегда таких, как у родителей. Если ребёнок ведёт себя плохо, значит, для этого есть какая-то причина, которую родители могут попытаться устранить. Необходимо уважать интересы ребёнка. Ребёнок имеет право на собственные приоритеты и ценности.
- Умение родителей видеть собственные ошибки и признавать своё несовершенство. Если ребёнок слишком активно выражает протест против требований, то значит, стоит задуматься об их объёме, справедливости и целесообразности этих требований в конкретной ситуации.
- Установление семейных правил, которые обязательны для всех членов семьи. (Например, если нельзя есть перед телевизором в зале или нельзя есть сладкое перед обедом, то этого нельзя делать никому: ни папе, ни маме, ни брату, ни дедушке, ни бабушке).
- Личный пример. Вы не привьёте интерес к чтению, сколько бы ни убеждали ребёнка, если он никогда не увидит вас с книгой в руках. Нельзя научить уважать старших, если позволять себе нелестные отзывы в адрес воспитателей, учителей, соседей, родственников.
Дети учатся на примере своих родителей. Они берут за образец не ваши слова (какими бы замечательными они ни были), а ваши реальные поступки.
Больше доверяйте себе, своей интуиции, родительским чувствам! Никто не знает вашего ребёнка лучше, чем вы, никто не сможет сделать больше, чем вы. Однако не пытайтесь быть идеальными родителями, не требуйте от себя всего и сразу, просто будьте рядом с ребёнком и в хорошие и в плохие минуты, сохраняя с ним доверительные отношения.
Подготовила педагог- психолог Радивоник Е.В.