Особенности коммуникации детей с РАС

Важность развития коммуникации

Современные исследования показывают, что возможность коммуникации  (выражение собственных потребностей и отношения к происходящему, совершение выбора и т. д.) является важнейшей потребностью любого человека, вне зависимости от того, может он пользоваться речью или нет. Возможность взаимодействовать с  другими людьми, выражать собственное мнение и влиять на окружение помогает в развитии позитивной самооценки и приводит к значительному снижению нежелательного поведения.

Особенности коммуникации детей с РАС

Трудности в  коммуникации  (как вербальной, так и  невербальной) являются одним из ключевых дефицитов при расстройствах аутистического спектра. Способность к  коммуникации развивается у  детей с РАС иначе, чем у их типично развивающихся сверстников. Развитие коммуникации у детей с РАС обычно начинается позже и  происходит медленнее или неравномерно, с  опережением или отставанием в тех или иных аспектах. У детей с  РАС могут быть другие поводы для коммуникации и  способы общения: например, некоторые слова и выражения произносятся не для того, чтобы вступить в диалог, а являются повторением услышанных ранее фрагментов речи (высказываний других людей, фраз из рекламы, мультфильмов и т. д.). Могут также наблюдаться трудности в развитии невербальной коммуникации (ребенок не смотрит на партнера, использует меньше жестов, с трудом интерпретирует жесты и выражения лиц других людей). У детей с РАС нередко встречаются трудности в понимании высказываний других людей  (рецептивная коммуникация): кажется, что ребенок «не слышит», когда к нему обращаются, реагирует только на часть высказывания, воспринимает все буквально и т. д. Могут также присутствовать трудности в  экспрессивной коммуникации  — ребенку трудно начать диалог, продолжать общение, подбирать слова. Трудности в коммуникации часто приводят к тому, что ребенок добивается желаемого или отказывается от неприятного для себя при помощи нежелательного поведения — убегает, кричит, швыряет предметы на пол и т. п. Раньше считалось, что дети с РАС не стремятся к коммуникации, так как она неприятна и болезненна для них. Современные исследования показывают, что дети с РАС очень хотят общаться, просто не всегда знают, как это делать. Программы, направленные на развитие коммуникации детей с РАС, способствовали тому, что количество маловербальных и невербальных детей в США за последние тридцать лет снизилось с 75 до 25 %. Понимание особенностей коммуникации ребенка, проведение оценки коммуникации и  специальная работа, направленная на развитие коммуникации, являются важнейшими профессиональными задачами.

Подстраиваем коммуникацию под особенности и потребности ребенка

Процесс коммуникации всегда включает минимум двух партнеров (отправителя и получателя сообщения). У ребенка с  РАС наблюдаются трудности с  началом и  поддержанием коммуникации, а  также с  пониманием смысла сообщений. Поэтому для взрослых так важно умение адаптировать свою речь к уровню развития ребенка. Развернутая, сложноорганизованная речь может восприниматься некоторыми детьми как шум, сбивать их с толку. Таким детям нужно больше времени, чтобы понять смысл сказанного и ответить.

Вот несколько простых рекомендаций для педагогов и родителей детей с РАС.

  • Адаптируйте свою речь. Говорите меньше — это позволит ребенку лучше понять ваше сообщение. Контролируйте длину фразы. Будьте на шаг впереди. Если ребенок использует только отдельные слова, постарайтесь сократить вашу фразу до двух слов. Если ребенок невербален, используйте отдельные слова. Например, вместо фразы «пойдем играть» — только слово «играть».
  • Предоставьте ребенку время на обработку информации (обычно рекомендуют посчитать про себя до пяти), прежде чем повторить вопрос или инструкцию.
  • Постарайтесь, чтобы ребенок увидел вас, обратил на вас внимание. Встаньте напротив, поощряйте контакт глаз.
  • Используйте жесты или другие виды визуальной поддержки.
  • Используйте речевую фразу «сначала — потом». Перечисляйте события в том порядке, в котором они должны произойти (например, «сначала обед, потом прогулка»).
  • Постарайтесь не использовать идиом, многие дети с РАС воспринимают их смысл буквально.
  • Не превращайте вашу инструкцию в  вопрос, используйте утвердительную форму  (вместо «пойдешь спать?» или «пойдешь обедать?» говорите «идем спать» или «идем обедать», когда собираетесь укладывать или кормить ребенка).
  • Поощряйте действия по очереди («сначала ты, потом я», «теперь твоя очередь»).
  • Обращайтесь к  ребенку, когда хотите, чтобы он что-то сделал или ответил вам. Многие дети с РАС не понимают, что обращения «дети» или «все» имеют к ним отношение.
  • Подкрепляйте попытки адекватной коммуникации со стороны ребенка, используя игры, активности, игрушки. Коммуникация для ребенка с РАС — непростая задача.

 

Подготовила учитель Глебик О.В., педагог-психолог Мазец Ю.В.