Положение об областном центре эффективных педагогических практик

ПОЛОЖЕНИЕ

об областном центре эффективных педагогических практик системы образования Гродненскойобласти  по теме «Обеспечение качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания»

 

ГЛАВА 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, условия и порядок организации деятельности, направления работы, структуру областного центра эффективных педагогических практик системы образования Гродненской областипо направлению «Обеспечение качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания»(далее - Центр).

1.2. Областной центр эффективных педагогических практик системы образования Гродненской области по реализуемому содержательному направлению - структурное подразделение государственного учреждения образования «Волковысский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее - учреждение образования), обеспеченное высококвалифицированными педагогическими кадрами в сфере специального образования.На базе учреждения образования создана и обогащается база материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных ресурсов по реализуемому содержательному направлению.Учреждение образования является координирующим органом системы специального образования в районе.

1.3.В своей деятельности областной центр эффективных педагогических практик системы образования Гродненской области руководствуется законодательством Республики Беларусь, нормативными документами Министерства образования по направлению специального образования, главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета, настоящим Положением.

1.4. Областной центр эффективных педагогических практик системы образования Гродненской области осуществляет свою деятельность во взаимодействии с главным областным управлением образования Гродненского областного исполнительного комитета, государственным учреждением образования «Гродненский областной институт развития образования», управлением образования Волковысского районного исполнительного комитета, государственным учреждением «Волковысский районный  учебно-методический кабинет»,  с учреждениями образования области и района, для которых он является областным центром эффективных педагогических практик системы образования Гродненской области, с другими педагогическими, общественными организациями по вопросам своей компетенции и физическими лицами, заинтересованными в развитии системы  специального образования области.

1.5. Координацию деятельности областного центра эффективных педагогических практик системы образования Гродненской области осуществляет государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования».

1.6.Работа областного центра эффективных педагогических практик системы образования Гродненской областиведется в соответствии с утверждённым планом работы на год.

 

ГЛАВА 2

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА

 

2.1. Организационно-методическая работа:

  • организация поддержки и сопровождения учреждений образования, реализующих образовательные программы специального образования: диагностической; научно-методической; психолого-педагогической; информационной;
  • методическое сопровождениеучреждений дошкольного и общего среднего образования Волковысского района, реализующих образовательные  программы специального образования;
  • организационно-методическая помощь администрации, специалистам учреждений образования по организации и осуществлению интегрированного обучения и воспитания;
  • участие в работе групппсихолого – педагогического сопровождения учащихся классов, воспитанников  групп интегрированного обучения и воспитания учреждений образования района;
  • ​  организация и проведение обучающих семинаров, семинаров-практикумов, тематических семинаров, мастер-классов, практико-ориентированных семинарских занятий, лекториев в рамках повышения квалификации педагогов по актуальным вопросам развития специального образования района и области;
  • ​  содействие функционированию сети районных (областных) методических объединений или формирований педагогических работников: учителей, учителей-предметников, учителей-дефектологов, воспитателей, осуществляющих образовательную деятельность с детьми с ОПФР в образовательной интеграции;
  • ​  организация методических групповых и индивидуальных консультаций для педагогических работников, законных представителей обучающихся с ОПФР по вопросам обучения и воспитания в условиях образовательной интеграции;
  • подготовка участников конкурсов профессионального мастерства педагогических работников, работающих в образовательной интеграции.

2.2. Информационно-методическая работа:

  • ​  участие в формировании банка педагогической и методической информации по реализуемому содержательному направлению;
  • ​  выявление передового педагогического опыта педагогических работников системы специального образования района по реализуемому содержательному направлению с целью его дальнейшей трансляции в средствах массовой информации;
  • разработка и внедрение инновационных образовательных и управленческих технологий, содействующих повышению качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • ​  накопление и систематизация методических материалов, педагогических идей и разработок, обобщения и распространения  инновационного  опыта  в  реализации образовательных программ специального образования;
  • создание и пополнение методической копилки нормативными, управленческими, методическими, информационными материалами по организации и обеспечению качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания;
  • создание сборника методических разработок планов-конспектов занятий по образовательным областям, учебных и коррекционных занятий по учебным программам специального образования;
  • разработка алгоритма составления аналитического отчёта, таблиц мониторинга качества специального образования в условиях групп (классов) интегрированного обучения и воспитания с целью анализа эффективности образовательного процесса в учебном году;
  • ​  создание медиа продуктов о деятельности Центра по реализуемому содержательному направлению;
  • проведение онлайн-консультаций по вопросам организации образовательного процесса в классе (группе) интегрированного обучения и воспитания;
  • создание и сопровождение веб-сайтов, сетевых сообществ педагогических работников, осуществляющих коррекционно-образовательный процесс с обучающимися с ОПФР в классах (группах) интегрированного обучения и воспитания, специальных классах (группах);
  • ​ организация деятельности по апробации инновационных образовательных технологий, методик, форм организации коррекционно-образовательного процесса, систем (моделей) управления учреждениями образования, осуществляющими организацию интегрированного обучения и воспитания и их адаптация к имеющимся условиям функционирования в рамках областной системы образования;
  • содействие в проведении инновационной работы методическим объединениям педагогических работников, отдельным педагогическим работникам и их творческим коллективам (группам).
  • ​  организация и осуществление информационно-консультативной, информационно-методической деятельности по пропаганде толерантного отношения к лицам с ОПФР;
  • обмен опытом в рамках программы повышения квалификации педагогических работников, работающих в образовательной интеграции учреждений дошкольного и общего среднего образования;

2.3. Направления работы Центра определяет учреждение  образования в соответствии со сложившейся системой работы педагогического коллектива по  актуальным направлениям развития специального  образования, наличием кадровых, научно-методических, информационных и иных ресурсов и условий.

 

ГЛАВА 3

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ

 

2.1. Основной целью деятельности Центра является создание единой  системы  комплексного  сопровождения  интегрированного  обучения  и воспитания с целью повышения его  качества в районе и области.

2.2. Задачами Центра являются:

  • организационно-методическое  и  психолого-педагогическое  сопровождение  участников  образовательного  процесса  в  условиях  образовательной  интеграции;
  • мониторинг образовательных  ресурсов  района  и  формирование единой  информационной  базы  по  вопросам  интегрированного  обучения  и  воспитания;
  • обеспечение единого  информационно-коммуникационного  пространства  для  трансляции  передового  опыта  и  достижений  деятельности  специалистов  системы  специального образования  Волковысского района;
  • координация комплексного  сопровождения  детей  с  ОПФР  в  образовательном  пространстве  района.

 

ГЛАВА 4

ПРАВА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

4.1. Центр имеет право:

  • выдвигать предложения об улучшении качества образовательного процесса для обучающихся с ОПФР, о создании адаптивного образовательного пространства, позволяющего удовлетворять особые образовательные потребности детей с ОПФР;
  • выявлять, поддерживать и распространять передовой педагогический опыт педагогов, работающих в классах (группах) интегрированного обучения и воспитания, специальных классах (группах);
  • подготавливать и публиковать в районных, областных и республиканских СМИ методические материалы и материалы из опыта работы педагогов, работающих с обучающимися с ОПФР в образовательной интеграции;
  • рекомендовать педагогам, работающим в образовательной интеграции различные формы повышения квалификации;
  • запрашивать помощь в инновационной и экспериментальной работе.

4.2. Центр обязан:

  • обеспечивать качество оказываемых методических и педагогических услуг;
  • своевременно предоставлять отчет о проделанной работе.

 

ГЛАВА 5

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ. СВЯЗИ

 

5.1. Центр (ранее - ресурсный центр) открыт приказом начальника главного управления образования Гродненского  областного исполнительного комитета от 18.02.2019 №40, на основании заключения экспертного совета на определенный срок, обусловленный востребованностью предлагаемого содержательного направления деятельности.

5.2. Открытие Центра на базе учреждения образования осуществляется при наличии сложившейся системы работы педагогического коллектива с управленческими и педагогическими кадрами учреждений дошкольного и общего среднего образования, реализующих образовательные программы специального образования; кадрового состава, готового к реализации научно-методических функций Центра; материально-технической базы, соответствующей содержательному направлению, реализуемому Центром.

5.3. Создание на базе учреждения образования Центра не приводит к изменению организационно-правовой формы, типа и вида учреждения образования и в его Уставе не фиксируется.

5.4. Управление Центром осуществляется в соответствии с законодательством в области образования и Уставом учреждения образования и строится на принципах единоначалия и самоуправления.

5.5. Руководитель Центра несет ответственность за деятельность центра и подотчетен руководителю учреждения образования в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

5.6. Центр самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития. Деятельность осуществляется в соответствии с Положением и планом работы Центра, согласованным с главным управлением  образования Гродненского областного исполнительного комитета, Гродненским областным институтом развития образования.

5.7. Для выполнения работ, заданий, связанных с осуществлением учреждением образования функций Центра, его руководитель вправе возлагать на работников учреждения образования  с их согласия дополнительные обязанности и работы или привлекать иных лиц в порядке внешнего совместительства в соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь.

5.8. Учреждение образования в целях организации осуществления им функций Центра самостоятельно разрабатывает и принимает необходимые локальные акты, не противоречащие действующему законодательству, Уставу учреждения образования и настоящему Положению.

5.9. В учреждении образования, обладающим статусом  Центра, должна быть следующая документация:

- Положение о Центре системы специального образования;

- план работы;

- отчеты о проделанной работе;

- приказы об открытии Центра, об ответственных лиц за работу Центра, о регламенте работы Центра.

5.10. Деятельность учреждения образования  в части выполнения им функций Центра может осуществляться на основе договоров о сотрудничестве, заключаемых с учреждениями образования, в отношении которых оно выступает в качестве Центра, и другими лицами в соответствии с действующими законодательными и иными нормативными правовыми актами. 

5.11. В состав Центра входят творческие педагоги первой и высшей квалификационной категории  учреждения образования, на базе которого функционирует центр, творческие коллективы, педагогические работники учреждений образования района, которые осуществляют коррекционно-образовательный процесс в образовательной интеграции. Заседания творческой группы проводятся два раза в  текущем учебном году. На итоговом заседании заслушивается отчёт о работе творческой группы за учебный год и предоставляются разработанные методические материалы в методический совет районного учебно-методического кабинета.

5.12. По каждому из обсуждаемых вопросов, внесенных в план работы Центра разрабатываются методические продукты (рекомендации, памятки, инструкции и другой учебно-методический материал) для использования педагогическими работниками учреждений образования в работе с обучающимися с ОПФР.

5.13. Руководитель учреждения образования, выполняющего функции Центра, вправе вносить управлению образования Волковысского районного исполнительного комитета предложения о поощрении (объявлении благодарности, награждении грамотами и т.п.) своих работников и привлекаемых лиц.

5.14. По запросу главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета, Гродненского областного института развития образования, управления образования Волковысского районного исполнительного комитета, районного учебно-методического кабинета Центр предоставляет оперативную информацию по направлениям своей деятельности, в том числе в целях освещения в средствах массовой информации вопросов функционирования и развития системы специального образования района, области.

5.15. Центр ежегодно отчитывается о проделанной работе. Отчёты предоставляются в государственное учреждение образования «Гродненский областной институт развития образования» до 15 июня текущего года.

5.16. Деятельность Центра может быть прекращена до истечения установленного срока в случае ненадлежащего исполнения принятых на себя функций, недостаточной востребованности педагогической общественностью реализуемого содержательного направления, по другим обоснованным причинам.

5.17. Основанием для прекращения деятельности Центра является приказ главного управления   образования Гродненского областного исполнительного комитета.

5.18. Структуру Центра определяет учреждение образования  самостоятельно.

5.19.  При Центре могут действовать районные методические объединения педагогических работников системы специального образования, которые курирует Центр, творческие коллективы (группы) по различным направлениям работы.

5.20. К работе Центра может привлекаться научный руководитель (консультант) инновационных и экспериментальных проектов, осуществлять консультации на договорной основе, при этом оплата труда может производиться и из привлечения внебюджетных средств.

5.21. Непосредственное руководство текущей деятельностью Центра осуществляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности приказом руководителя учреждения образования, на базе которого центр функционирует.

 

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ

В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ

 

6.1. В настоящее Положение могут быть внесены необходимые изменения и дополнения в установленном законодательством порядке