Аннотированный каталог материалов из опыта работы учреждений образования Волковысского района, реализующих образовательные программы специального образования

 

№ п/п

Название методического материала

Аннотация

Материалы из опыта работы ресурсного центра системы образования Гродненской области по теме «Обеспечение качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания»

 ( Государственное учреждение образования «Волковысский районный ЦКРОиР»)

1.       

Алгоритм анализа урока

Представлена структура урока в классе интегрированного обучения и воспитания, система работы учителя с учащимися с особенностями психофизического развития на разных этапах урока, схема анализа и самоанализа урока.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

2.       

Взаимодействие школы и семьи при организации интегрированного обучения

Представлена актуальная проблема — взаимодействие семьи и школы в учебном и воспитательном процессе. Представлены типы неправильного воспитания. Выделены формы взаимодействия школы и семьи, особенности взаимодействия в условиях интегрированного обучения.

Материалы предназначены для администрации учреждений общего среднего образования, учителей, учителей-дефектологов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания.

3.       

Использование специальных форм, методов и приёмов работы с детьми с нарушениями психического развития в условиях класса интегрированного обучения и воспитания

Представлена структура урока при совместном обучении в классе интегрированного обучения и воспитания, выделены особенности планирования и проведения такого урока. Определены методы и формы работы с детьми с ОПФР и приёмы активизации познавательных процессов на учебных занятиях.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

 

4.       

Как включить ребенка с аутизмом в работу класса

Представлены полезные советы для педагогов школ, у которых нет опыта обучения детей с РАС, а так же  практические упражнения для развития когнитивной сферы учащихся, которые можно использовать на учебных занятиях и дома.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

5.       

Комплексы физминуток для детей с особенностями психофизического развития

Представлены комплексы физминуток для учащихся 1-4 классов для детей с особенностями психофизического развития, в т.ч. для детей с нарушениями зрения, слуха, НФОДА, которые помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

6.       

Организация образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития

Представлены рекомендации по орагнизации образовательного процесса с учащимися с нарушениями психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, а так же виды помощи этим категриям учащихся на уроках в классах интегрированного обучения и воспитания.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

7.       

Развитие мышления младших школьников с трудностями в обучении средствами математики

Представлены особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математическим материалом, математические  задания для учащихся 1-2 классов, для развития мышления.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

8.       

Стратегия работы педагога с детьми с особенностями психофизического развития

Представлен список рекомендаций и стратегий для поддержания педагогов в стремлении качественного обучения детей с ограниченными возможностями, в т.ч. психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе, правила работы с учащимися с РАС, с нарушениями поведения, тревожными детьми.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

9.       

Формирование навыков сознательного чтения младших школьников с нарушением интеллекта

 

Представлена характеристика познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, причины трудностей усвоения навыков чтения, комплекс упражнений для развития сознательности чтения у учащихся с нарушением интеллекта

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

 

Материалы из опыта работы учреждений общего среднего образования

 

10.    

Формирование и коррекция орфографических навыков у учащихся с трудностями в обучении

Представлены теоретические подходы по проблеме усвоения орфографических правил с учащимися с трудностями в обучении, описаны виды орфографических умений и навыков, которые формируются в школе, предложены методы и приёмы работы с учащимися по формированию и коррекции орфографических навыков.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

11.    

Развитие и коррекция фонематических процессов у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных и учебных занятиях по предмету «Русский язык» через систему дидактических игр и игровых упражнений

Представлена система дидактических игр и игровых упражнений для учащихся с трудностями в обучении на коррекционных и учебных занятиях по предмету «Русский язык»

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

12.    

Развитие самооценки у учащихся с особенностями психофизического развития как средство повышения учебной мотивации

Представлен опыт работы по развитию самооценки у учащихся с особенностями психофизического развития.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания, специалистам группы психолого-педагогического сопровождения.

13.    

Формирование мотивации к обучению у младших школьников с нарушением психического развития (трудностями в обучению)

Представлены условия формирования мотивов, придающих смысл учебной деятельности учащихся, основные направления и методы создания устойчивой положительной мотивации к обучению.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

14.    

Нестандартный урок как средство активизации познавательной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития

Раскрыты аспекты активизации познавательной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития, способы повышения познавательной деятельности путем проведения нестандартных уроков.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

15.    

Проблемное обучение на уроках математики в классах интегрированного обучения и воспитания

Представлен опыт работы по использованию элементов технологии проблемного обучения на уроках математики в классах интегрированного обучения и воспитания.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

16.    

Развитие речи у детей с особенностями психофизического развития на уроках русского языка

Представлен систематизированный материал по предупреждению и устранению имеющихся у учащихся с нарушениями психофизического развития недостатков устной и письменной речи, в т.ч. задания и упражнения по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

17.    

Неделя толерантности «толерантность – дорога к миру»

 

 

Представлены мероприятия (классный час, тренинг, родительское собрание), которые можно использовать  для развития инклюзивной культуры учащихся, обучению активным приёмам толерантного общения, воспитания терпимого отношения друг к другу.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

18.    

Лэпбук – многофункциональная книга

Представлен опыт работы по использованию лэпбука для развития познавательной активности у чащихся с ОПФР

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

19.    

ВыкарыстаннедыдактычныхгульняуIпрактыкаванняу у працэссенавучаннябеларускаймовешкольнiка з цяжкiмiпарушэннямiмаулення

Представлен комплекс дидактических игр для детей с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания, которые рекомендовано использовать на учебных занятиях по предмету «Беларускаямова»

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

20.    

Словарные слова. Занимательный материал. 1 класс (2 год обучения)

Представлены пособия для младших школьников с особенностями психофизического развития с занимательным материалом по работе над словарными словами.

Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.

21.    

Словарные слова. Занимательный материал. 2 класс (3 год обучения)

22.    

Словарные слова. Занимательный материал. 3 класс (4 год обучения)

23.    

Словарные слова. Занимательный материал. 4 класс (5 год обучения)