Аннотированный каталог материалов из опыта работы учреждений образования Волковысского района, реализующих образовательные программы специального образования
№ п/п |
Название методического материала |
Аннотация |
Материалы из опыта работы ресурсного центра системы образования Гродненской области по теме «Обеспечение качества образовательного процесса в условиях интегрированного обучения и воспитания» ( Государственное учреждение образования «Волковысский районный ЦКРОиР») |
||
1. |
Алгоритм анализа урока |
Представлена структура урока в классе интегрированного обучения и воспитания, система работы учителя с учащимися с особенностями психофизического развития на разных этапах урока, схема анализа и самоанализа урока. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
2. |
Взаимодействие школы и семьи при организации интегрированного обучения |
Представлена актуальная проблема — взаимодействие семьи и школы в учебном и воспитательном процессе. Представлены типы неправильного воспитания. Выделены формы взаимодействия школы и семьи, особенности взаимодействия в условиях интегрированного обучения. Материалы предназначены для администрации учреждений общего среднего образования, учителей, учителей-дефектологов, работающих в классах интегрированного обучения и воспитания. |
3. |
Использование специальных форм, методов и приёмов работы с детьми с нарушениями психического развития в условиях класса интегрированного обучения и воспитания |
Представлена структура урока при совместном обучении в классе интегрированного обучения и воспитания, выделены особенности планирования и проведения такого урока. Определены методы и формы работы с детьми с ОПФР и приёмы активизации познавательных процессов на учебных занятиях. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания.
|
4. |
Как включить ребенка с аутизмом в работу класса |
Представлены полезные советы для педагогов школ, у которых нет опыта обучения детей с РАС, а так же практические упражнения для развития когнитивной сферы учащихся, которые можно использовать на учебных занятиях и дома. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
5. |
Комплексы физминуток для детей с особенностями психофизического развития |
Представлены комплексы физминуток для учащихся 1-4 классов для детей с особенностями психофизического развития, в т.ч. для детей с нарушениями зрения, слуха, НФОДА, которые помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
6. |
Организация образовательного процесса с учащимися с особенностями психофизического развития |
Представлены рекомендации по орагнизации образовательного процесса с учащимися с нарушениями психического развития, с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми нарушениями речи, а так же виды помощи этим категриям учащихся на уроках в классах интегрированного обучения и воспитания. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
7. |
Развитие мышления младших школьников с трудностями в обучении средствами математики |
Представлены особенности познавательной деятельности учащихся с нарушениями психического развития (трудностями в обучении), анализ психологических причин, лежащих в основе трудностей овладения математическим материалом, математические задания для учащихся 1-2 классов, для развития мышления. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
8. |
Стратегия работы педагога с детьми с особенностями психофизического развития |
Представлен список рекомендаций и стратегий для поддержания педагогов в стремлении качественного обучения детей с ограниченными возможностями, в т.ч. психолого-педагогические рекомендации по организации оценочных ситуаций в учебном процессе, правила работы с учащимися с РАС, с нарушениями поведения, тревожными детьми. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
9. |
Формирование навыков сознательного чтения младших школьников с нарушением интеллекта
|
Представлена характеристика познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта, причины трудностей усвоения навыков чтения, комплекс упражнений для развития сознательности чтения у учащихся с нарушением интеллекта Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
Материалы из опыта работы учреждений общего среднего образования
|
||
10. |
Формирование и коррекция орфографических навыков у учащихся с трудностями в обучении |
Представлены теоретические подходы по проблеме усвоения орфографических правил с учащимися с трудностями в обучении, описаны виды орфографических умений и навыков, которые формируются в школе, предложены методы и приёмы работы с учащимися по формированию и коррекции орфографических навыков. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
11. |
Развитие и коррекция фонематических процессов у учащихся с трудностями в обучении на коррекционных и учебных занятиях по предмету «Русский язык» через систему дидактических игр и игровых упражнений |
Представлена система дидактических игр и игровых упражнений для учащихся с трудностями в обучении на коррекционных и учебных занятиях по предмету «Русский язык» Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
12. |
Развитие самооценки у учащихся с особенностями психофизического развития как средство повышения учебной мотивации |
Представлен опыт работы по развитию самооценки у учащихся с особенностями психофизического развития. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания, специалистам группы психолого-педагогического сопровождения. |
13. |
Формирование мотивации к обучению у младших школьников с нарушением психического развития (трудностями в обучению) |
Представлены условия формирования мотивов, придающих смысл учебной деятельности учащихся, основные направления и методы создания устойчивой положительной мотивации к обучению. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
14. |
Нестандартный урок как средство активизации познавательной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития |
Раскрыты аспекты активизации познавательной деятельности учащихся с особенностями психофизического развития, способы повышения познавательной деятельности путем проведения нестандартных уроков. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
15. |
Проблемное обучение на уроках математики в классах интегрированного обучения и воспитания |
Представлен опыт работы по использованию элементов технологии проблемного обучения на уроках математики в классах интегрированного обучения и воспитания. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
16. |
Развитие речи у детей с особенностями психофизического развития на уроках русского языка |
Представлен систематизированный материал по предупреждению и устранению имеющихся у учащихся с нарушениями психофизического развития недостатков устной и письменной речи, в т.ч. задания и упражнения по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, связной речи. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
17. |
Неделя толерантности «толерантность – дорога к миру»
|
Представлены мероприятия (классный час, тренинг, родительское собрание), которые можно использовать для развития инклюзивной культуры учащихся, обучению активным приёмам толерантного общения, воспитания терпимого отношения друг к другу. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
18. |
Лэпбук – многофункциональная книга |
Представлен опыт работы по использованию лэпбука для развития познавательной активности у чащихся с ОПФР Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
19. |
ВыкарыстаннедыдактычныхгульняуIпрактыкаванняу у працэссенавучаннябеларускаймовешкольнiка з цяжкiмiпарушэннямiмаулення |
Представлен комплекс дидактических игр для детей с тяжелыми нарушениями речи, обучающихся в классах интегрированного обучения и воспитания, которые рекомендовано использовать на учебных занятиях по предмету «Беларускаямова» Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
20. |
Словарные слова. Занимательный материал. 1 класс (2 год обучения) |
Представлены пособия для младших школьников с особенностями психофизического развития с занимательным материалом по работе над словарными словами. Адресуется учителям, учителям-дефектологам, работающим в классах интегрированного обучения и воспитания. |
21. |
Словарные слова. Занимательный материал. 2 класс (3 год обучения) |
|
22. |
Словарные слова. Занимательный материал. 3 класс (4 год обучения) |
|
23. |
Словарные слова. Занимательный материал. 4 класс (5 год обучения) |