Ранняя комплексная помощь в ЦКРОиР
Дорогие мамы и папы! У вас появился малыш.
Может быть, вы впервые держите его на руках и только-только свыкаетесь с ролью родителей, ответственных за этого пока ещё беспомощного человечка. А, может быть, вы чувствуете себя в этой роли вполне уверенно и комфортно, и проблем в воспитании и развитии малыша для вас не существует.
Большинство из вас догадывается, что развитие ребёнка не является случайным, а подчинено определённым законам.
Младенческий возраст характеризуется формированием ощущений: вкусовых, тактильных, двигательных, слуховых, зрительных, осязательных. В период до 3 месяцев у ребёнка появляются реакции на резкие звуки, «социальная улыбка» при контакте с близкими людьми. Ребёнок начинает удерживать головку, переворачивается со спины на бок. К концу 3 месяца у ребёнка появляется «комплекс оживления»: двигает ручками и ножками, издаёт «гулящие» звуки. К 7 месяцам ребёнок хорошо различает «своих» и «чужих», пытается ползать. В 9 месяцев — ползает, ходит при поддержке взрослого, по просьбе показывает жестом предметы. Начинает использовать игрушки по их назначению. К 1 году ребёнок начинает самостоятельно ходить, понимает и реагирует на команды (просьбы, запреты), легко подражает новым слогам, широко использует жесты.
До года деятельность малыша носит предметно-ознакомительный характер. После года деятельность ребёнка приобретает наглядно-действенный характер. Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребёнка. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов. На втором году жизни у ребёнка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трём годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: “что это?” – при столкновении с новым предметом у ребёнка возникает вопрос: “что с этим можно делать?”. Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется: ребёнок стремится познакомиться с возможно большим их количеством, свойствами предметов – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.
Развитие речи в этот период идёт особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребёнка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребёнок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребёнка. Она становится важнейшим средством передачи ребёнку общественного опыта.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: речевой, познавательной, двигательной и эмоционально-волевой сферы.
Однако когда в семье рождается ребёнок, имеющий особенности в развитии, возникает ряд проблем в воспитании и развитии малыша, которые решить самостоятельно без помощи квалифицированных специалистов родители не могут. Чтобы помощь такому «особому» ребенку была более эффективной, необходимо как можно раньше выявить имеющиеся отклонения в развитии и начать целенаправленную комплексную коррекционно-развивающую работу с ребёнком.
Реализовать квалифицированный и планомерный подход к развитию и воспитанию такого ребёнка помогут специалисты центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации через оказание ранней комплексной помощи. В Волковысском районном ЦКРОиР работает команда специалистов по оказанию ранней комплексной помощи детям с особенностями психофизического развития, в состав которой входят педагог-психолог, учитель-дефектолог, педагог социальный, медсестра по массажу, инструктор-методист физической реабилитации, врач-психотерапевт.
Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр долгосрочных медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью, и осуществляемых в процессе согласованной («командной») работы специалистов и родителей и представляет собой систему специально организованных мероприятий: обследование ребенка на психолого- медико – педагогической комиссии, где родители имеют возможность получить информацию о структуре имеющихся нарушений и перспективах развития их ребёнка; определение уровня развития ребёнка и проектирование индивидуальных программ ранней комплексной помощи, включающих в себя стимуляцию познавательного развития, эмоциональное развитие, речевое развитие, социальное развитие, физическое развитие; обучение и консультирование семьи по вопросам взаимодействия с ребенком; реализация развивающих программ, как в условиях семьи, так и в условиях специально организованной образовательной среды в центре; психологическая поддержка семьи.
Большое внимание в нашем учреждении образования уделяется информационно- просветительской работе с родителями. По запросу родители имеют возможность получить индивидуальную консультацию специалистов по интересующим их вопросам. Для родителей, воспитывающих детей раннего возраста с особенностями психофизического развития на базе нашего центра работает школа молодого родителя «Мой кроха», на заседаниях которой вниманию родителей предлагается не только теоретический материал, но и представляется возможность обучиться правильному взаимодействию с ребёнком через практические упражнения, обменятся опытом с другими родителями.
Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с правильно подобранной программой ранней комплексной помощи и эффективными формами её организации могут в значительной мере повлиять на ход психофизического развития ребёнка. Чем раньше ребенку будет организована специальная помощь, тем с большей вероятностью можно говорить об исправлении имеющихся нарушений, а в случае наличия у ребенка тяжелых множественных нарушений развития – об ослаблении имеющихся и предупреждении появления вторичных нарушений развития.
Уважаемые родители, если у вас вызывает беспокойство развитие вашего ребёнка, для получения консультации либо квалифицированной помощи специалистов ГУО «Волковысский районный ЦКРОиР» вы можете обратиться по адресу: г. Волковыск, ул. Горбатова, 12а; тел. 6-77-31, 99-0-77.
Подготовила заместитель директора по основной деятельности Волковысского районного ЦКРОиР Пушкарева И.В.