Семейно-ориентированная работа: права родителей и права детей
Ранее существовала путаница в отношениях между правами родителей и правами детей, а также между семейно-ориентированными службами и службами по защите детей, как будто они находятся на противоположных концах некоего отрезка. Однако обычно детей можно защищать не забирая их из дома, а семейно ориентированная работа это лучший метод для достижения этой цели.
Одной из наиболее важных задач в области защиты детства является создание равновесия между правом ребенка на минимальный уровень заботы и защиты от вреда, и правом родителей на попечение , влияние и ответственность за собственного ребенка.
Права ребенка являются безусловными. Защита детства возникла как профессия, когда общество определило, что эти права необходимо защищать.
Государство имеет право вмешаться в процесс воспитания в тех случаях , когда родители не действуют в наилучших интересах ребенка. Государство должно доказать, что угроза ребенку – непосредственная и настоятельная. Это делается посредством досконального расследования и процедуры оценки безопасности и риска.
Законные права детей часто описываются как «негативные права»- что значит право не быть жертвой причинения вреда, насилия, неудовлетворения жизненных потребностей или эксплуатации. Закон не определяет четко и не дает заранее заданный стандарт заботы, которая может считаться отвечающей наилучшим интересам ребенка.
При помощи иерархии ценностей попытаемся определить что следует считать «наилучшими интересами» ребенка.
Конвенция ООН «О правах ребёнка» представляет собой первую попытку кодификации прав детей. Ниже приводится ряд выдержек из Конвенции с указанием соответствующих прав родителей.
- Дети имеют право на уважение со стороны родителей и опекунов и вправе принимать участие в обсуждении затрагивающих их решений.
- Дети имею право ни выражение своих желаний, мыслей и чувств, если это не приводит к нарушению действующего законодательства или прав друг их людей.
- Дети имеют право на неприкосновенность частной жизни, включая право.
- Дети имеют право на получение информации, особенно информации, использование которой может привести к улучшению качества их жизни.
- Дети имеют право на надлежащий уход и защиту от всех форм насилия, в том числе от жестоких наказании, унижения и неуважения.
- На конфиденциальность переписки и телефонных разговоров, если иное не установлено действующим законодательством.
- Дети имеют право на нормальное качество жизни, нормальное питание, нормальное медицинское обслуживание, а также на использование максимальных возможностей в плане развития.
- Дети-инвалиды имеют право жить активной жизнью и быть максимально независимыми в пределах своих возможностей.
- Каждый ребенок имеет право на отдых и игру, а также на предоставление ему возможности заниматься всеми допустимыми видами деятельности.
... И РОДИТЕЛИ ИМЕЮТ ПРАВА
- Родители имеют право на внимание и уважение со стороны детей в той же степени, в какой дети имеют право на внимание и уважение со стороны родителей.
- Родители имеют право отдыхать и заниматься саморазвитием, а также право на совместное времяпровождение с супругом или другим важным для них взрослым.
- Родители имеют право откладывать принятие решения до тех пор, пока у них не будет возможности его тщательно обдумать.
- Родители имеют право говорить «нет», устанавливать разумные ограничения в отношении своих детей, а также, в разумных пределах, давать им возможность испытать на себе результаты несоблюдения таких ограничений.
- Родители имеют право на то, чтобы значимые для них люди, а также государственные органы и учреждения должным образом ценили их работу по дому.
- Родители имеют право просить детей оказать им разумную помощь по дому в пределах, соответствующих возможностям детей.
- Родители имеют право делиться с детьми своими ценностями и мнениями, при этом не будучи вправе настаивать на том, чтобы дети в обязательном порядке исповедовали их ценности.
- 8. Родители имеют право на получение поддержки в своей деятельности по обеспечению законных прав своих детей и должного уважения по отношению к ним.
Подготовила педагог социальный Сегодник С.П.