Виды и формы насилия
Виды и формы насилия
Выделяют четыре основных вида насилия:
- Физическое — это преднамеренное нанесение физических
повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми.
Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:
— необъяснимо возникшие кровоподтеки;
— шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
— следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной плети);
— след от укуса на коже;
— на голове участки кожи без волос;
- необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);
— необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенности поведения ребенка:
— реакция страха при приближении родителя к ребенку;
— общее избегание физического контакта;
— застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);
— появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; — побег из дома.
- Эмоциональное (психическое) насилие — нехватка внимания, любви, угрозы и насмешки, унижение чувства собственного достоинства, предъявление чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить, отвержение со стороны родителей.
Формы психологического насилия разнообразны. Чаще всего, — это «вербальное избиение», результаты которого оказываются более долговременными по сравнению с физическим наказанием, вызывая острое переживание стыда, собственной ненужности, обиды, бессилия, депрессии. К проявлениям насилия над ребенком относятся: унижение и подавление, обзывание, отвержение, бойкотирование, манипулирование, ложь, приписывание обмана, демонстрация власти, скрытое запугивание, открытые угрозы, пренебрежение и игнорирование.
По каким внешним признакам можно определить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в том случае, если родитель постоянно:
- предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребенок не в состоянии справиться;
- сурово наказывает ребенка;
- чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
- злится и устрашающе ведет себя.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:
— ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;
— он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;
— сосет пальцы, монотонно раскачивается;
— замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
— «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
— имеются нарушения сна, ночные приступы страха;
— он не проявляет интереса к играм;
— ночное и/или дневное недержание мочи;
— психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.
— замедленно физическое и общее развитие ребенка.
- Пренебрежительное отношение — ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
- Сексуальное насилие — использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией, коммерческая сексуальная эксплуатация — эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства.
Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (принят Генеральной Ассамблеей ООН 25 мая 2000г.) дает им следующие определения.
Детская проституция — означает использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.
Детская порнография — это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентрированные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, используя компьютерные программы, также является порнографией.
Дети стали широко привлекаться для участия в порнофильмах, что также является проявлением сексуального насилия и растления несовершеннолетних.
Последствия насилия над детьми
Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдаленными.
Различают три основные стадии их развития:
1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде болезненных физических и эмоциональных проявлений: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).
Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несчастного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, особенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны подживают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувствию близких для него людей.
При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, душевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспомощности.
2. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабатываются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выбирает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и душевную боль, то есть формирует психологическую защиту.
Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старается не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.
3. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицинской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие поведенческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:
— неспособность добиться успеха;
- комплекс неполноценности (превосходства);
- усвоение стигмы;
- усвоение насилия как формы решения проблем;
Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные последствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.
Подготовила педагог-психолог Мазец Ю.В.